П.П. Верещагин - сын пермского живописца, брат художников В.П. и М.П. Верещагиных. Первоначальные художественные навыки получил у отца, а после его смерти продолжал обучение у деда, живописца и иконописца И.В. Бабина. Учился в Императорской Академии Художеств (1858-1865) в классе пейзажной живописи у С.М. Воробьева известного ландшафтного живописца, много лет прожившего в Италии.
Ландшафтная живопись, при ее кажущейся простоте, требовала от живописца блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи. Правила Академии художеств того времени предписывали пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин довольно быстро отказался от традиционного нейтрального стаффажа и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя свои наброски с натуры, которые являют собой целый мир и характеризуют его как блестящего рисовальщика. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен.
Изображение колоритной жизни городских низов на фоне величественной русской архитектуры станет потом визитной карточкой его картин, именно благодаря этим жанровым вкраплениям написанные по всем канонам традиционные академические пейзажи Верещагина приобрели неповторимый колорит.
Характерно неоднократное обращение художника к удачно найденным видовым мотивам. Одним из самых ярких примеров, характеризующих его творческий метод, являются несколько вариантов картины «Москва. Кремль».
Изображен вид Московского Кремля с юго-запада со стороны каменного моста летним солнечным днем. Крепостные стены. Слева направо – Боровицкая башня, Водовозная башня, Благовещенская башня, Тайницкая башня, Первая и Вторая безымянные башни. За крепостными стенами – слева направо – здания Оружейной палаты, Большого Кремлевского дворца; Арханегльский собор, колокольня Ивана Великого, Успенская звонница. На переднем плане справа – Софийская набережная со сценами повседневной городской жизни – гуляющие прохожие, разносчик, нищие. На втором плане – спокойная гладь Москвы реки, с скользящими по ее поверхности лодками, Кремлевская набережная.
Читать далее