Вернуться
Картина. Ростов Великий осенью. 1912 г. Петровичев П.И.
Картина. Ростов Великий осенью. 1912 г. Петровичев П.И.
Наименование
Картина. Ростов Великий осенью.
Место создания
Время создания
Автор
Петровичев Петр Иванович
Материал, техника
Холст, картон; темпера
Размер
В раме 76,5х139х5,5
Аннотация
В 2012 году собрание Ростовского музея пополнилось выдающимся произведением художника раннего периода – полотном «Ростов Великий осенью». В феврале 1891 года в Ростовском музее церковных древностей был принят на должность «прислужника» семнадцатилетний крестьянский сын Петр Петровичев. В музей его пристроил отец, огородник из деревни Высоково под Ростовом, видя в старшем своем сыне огромную тягу к рисованию. Здесь Петр жил «на хлебах» у музейного привратника. На средства музея ему «сшили платье» и «две пары сапогов с калошами». «Мальчик» Петровичев вскоре стал «рисовальщиком», и ему отвели для работы одну из угловых башен Ростовского кремля, где он поновлял иконы. Здесь произошла его встреча с В.В. Верещагиным, неоднократно посещавшим Ростов. Вот как об этом вспоминает сам Петровичев: «Он (Верещагин) подошел ко мне и спросил: «Что делаете?» - «Занимаюсь искусством». Я как раз рисовал преподобного Александра Свирского. «А пейзаж откуда взял?» - «Это я из окна взял. Это ростовское озеро, а это стены кремля». – «Это хорошо. Вот Вы мне нарисуйте этот пейзажик, который перед окнами, и покажите мне». Я нарисовал и отправился к нему. Он меня встретил очень радушно, посмотрел рисунок. «Хорошо, у Вас есть талант, Вам нужно учиться!» Знаменитый художник поддержал юного провинциала при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Потом были годы упорной учебы, не всегда удачной, пока Петровичев не попал в пейзажный класс И.И. Левитана, открывшего в нем незаурядный живописный дар. Затем - участие в крупнейших художественных объединениях и громких выставках. Со студенческих лет Петровичев приезжал в родные места. Созданные в Ростове интерьеры церквей и архитектурные пейзажи составляют значительную часть творческого его наследия. Впервые эти работы были представлены в 1910 году на XXXVIII выставке Товарищества передвижников и VII выставке картин «Союза русских художников» в Москве и Петербурге. Критика особо отмечала, что «Петровичев вырос на целую голову с тех пор, как влюбился в город. Раньше он был влюблен в лес, в сад, в кудрявую листву деревьев. А теперь постиг язык камней. Камни говорят, поют, молятся и пленяют своей очаровательной стройностью».
Коллекция
Живопись
Музейный номер
РЯМЗ КП-61879. Ж-803