В самом начале ХХ века недавний выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик В.А. Серова К.Ф. Юон, увлеченный своеобразием и красотой русской архитектуры и народного быта, начинает путешествовать по старым городам. С легким складным мольбертом он побывал во Пскове, Новгороде, Торжке, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Угличе, Костроме. По собственным его воспоминаниям, увлеченно работая на городских улицах и площадях в окружении толпы, он огораживал себя веревкой на колышках для защиты от любопытных зрителей. «Я нашел все, о чем мог мечтать, что грезилось воображению, - писал о том времени художник. Я чувствовал себя влюбленным в очаровавший меня мир сказочной красочности. Эти города, полные русского колорита, создают настроение и желание творить». «Россия Юона, традиционная Россия Троицкой лавры и ростовских соборов» (Я. Тугенхольд) была открытием целого мира, по-новому увиденного и воплощенного художником.
В августе 1903 года в книге посетителей Ростовского музея появилась его собственноручная запись: «Константин Юон, художник из Москвы». С этого времени Ростов на несколько лет стал местом его паломничеств, куда он приезжал работать в 1904-1906 и в 1913-1916 годах. В одном из писем, направленных из Ростова, Юон свидетельствует о том, как вдохновляла его красота этого города: «Мне сейчас хорошо. Воскресение, светит солнце сильно и ярко, звон густой, я это люблю. Работал запоем, непрерывно и с надеждой на свои будущие холсты». Величественная архитектура, яркие приметы городского быта отразились во множестве написанных им в Ростове произведений, которые хранятся теперь в Третьяковской галерее и Русском музее, в музеях Омска, Рязани, Серпухова.
В картине «Собор в Ростове Великом», относящейся к раннему периоду, еще отсутствует объединение пейзажа с живыми картинами народной жизни, ставшее впоследствии столь типичным для Юона. Здесь изображен архитектурный ансамбль - южная часть Ростовского кремля: стены, устремленная ввысь церковь Воскресения и здание Судного приказа на первом плане, за которыми видны мощные купола Успенского собора и справа - главы звонницы и храма Спаса на Торгу. Художник передает могучее звучание архитектуры, гармоническую сопряженность ее ритмов, которым вторит кружево ветвей и стволов деревьев на первом плане. В этом архитектурном пейзаже тонко нюансированный серебристо-серый колорит передает атмосферу свежего зимнего дня.
Читать далее