Вернуться
5 из 19
Просмотрено 5 из 19
Картина. Берег Волги. 1870. Васильев Ф.А.
Картина. Берег Волги. 1870. Васильев Ф.А.
Наименование
Картина. Берег Волги
Место создания
Время создания
Автор
Васильев Федор Александрович
Материал, техника
Холст; масло
Аннотация
Рано умерший Ф.А. Васильев, этот по характеристике Крамского гениальный юноша, обладал талантом прирожденного живописца. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения», - писал о Васильеве Крамской. Н.Н. Ге отмечал, что Васильев «открыл живое небо, он открыл мокрое, живое, светлое, движущиеся небо...». Благодаря этому воздух, материализуется становится густым, осязаемым, размывающим и поглощающим контуры далеких предметов, тогда как первоплановые предметы лепятся рельефным мазком, выступающим над поверхностью холста. Движение пространства в глубину, выраженное градациями цвета, в сочетании с изображением подвижных, скользящих теней, отражающих на поверхности земного ландшафта прихотливую жизнь неба, делает живопись пейзажей Васильева удивительно богатой и выразительной. Двадцатилетним юношей он отправился на Волгу вместе с Репиным. Когда молодой Репин, еще ученик Академии художеств, пораженный во время прогулки по Неве встречей с бурлацкой ватагой, задумал писать посвященную бурлакам картину, Васильев подал ему мысль отправиться для сбора материала на Волгу. Путешествие началось в Твери и в июне они были уже на средней Волге в районе Ставрополя и Жигулей, где провели все лето. Впечатления, полученные этим волжским летом, многочисленные выполненные во время поездки рисунки, стали основой для нескольких картин, которые стали новым словом в русском пейзаже. Реальная достоверность созданных в них образов природы явилась результатом преодоления и снятия той меры условности, которая была еще в картинах таких гениальных предшественников Васильева как С.Ф. Щедрин и А.А. Иванов. Сформировался новый тип пейзажной картины, и безупречно реалистической, и романтически-возвышенной одновременно. Васильев одухотворил образы природы непосредственным человеческим переживанием, эстетически выраженным средствами живописи. Недавно поступивший в музей этюд «Берег Волги», созданный в 1870 году, во время четырехмесячного путешествия по Волге вместе с И.Е. Репиным, который собирал тогда материалы для своих «Бурлаков». В рисунках, этюдах, картинах Васильева верность натуре сочетается с поэтически-обобщенным изображением русской природы.
Коллекция
Живопись
Музейный номер
РЯМЗ КП-27537. Ж-577
Картина. Москва. Кремль. 1870-е гг. Верещагин П.П.
Картина. Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место). 1872. Саврасов А.К.