Василий Дмитриевич Поленов сыграл значительную роль в развитии русской пейзажной живописи. Он заявляет о себе как сложившийся зрелый мастер в конце 1870-х годов. В отличие от большинства передвижников, которые имели разночинное происхождение, Поленов был выходцем из дворянской семьи. Его отец был известным археологом и библиографом, мать – литератором и живописцем любителем. Будущий художник учился параллельно с Академией художеств в университете, где получил юридическое образование. Поленов готовил себя к карьере исторического живописца, но в течение всей своей долгой жизни постоянно обращался к пейзажу. Во время заграничного путешествия во Францию художник увлекся писанием этюдов на открытом воздухе, экспериментируя со сложными живописными задачами.Этюды, которые художник делал для исторических картин и которые демонстрировал на выставках, открывали новое отношение к живописному этюду как к самоценному художественному произведению. Во второй половине 1880-х годов Поленов обращается к новому типу пейзажа. Композиционная случайность, непреднамеренность уступали место рациональному построению, своеобразной картинности. Появилась тяга к панорамным образам, далевым видам. Некоторые этюды, написанные в это время, умещающиеся на небольших холстах написаны также «картинно» панорамно. Таков этюд «Часовня на берегу Оки», написанный Поленовым неподалеку от усадьбы Борок в окрестностях Тарусы, где художник жил и работал многие годы. В этом замечательном пейзаже - красота видимого мира и размышление о вечном: широкий простор над сонно текущей рекой, синеющие дали, тихий свет заходящего летнего солнца, на миг озаривший ветхую кровлю старой часовенки...