Вернуться
3 из 4
Просмотрено 3 из 4
Миниатюры на эмали из коллекции А. А. Титова, 2022
Миниатюры на эмали из коллекции А. А. Титова, 2022
Название
Миниатюры на эмали из коллекции А. А. Титова
Даты проведения
Аннотация
Выставка посвящена коллекции финифти, составленной Андреем Александровичем Титовым (1844–1911) и поступившей из его дома в Ростовский музей в 1920 году. А. А. Титов – известный ростовский купец, предприниматель, земский и общественный деятель, историк, археограф. Масштаб его деятельности был поистине велик. Он был первым, кто в своих публикациях привлек внимание научного мира и широкой общественности к проблемам финифтяного промысла в Ростове. Во втор. пол. XIX века историк стремился поднять увядавший ростовский промысел на новый уровень: «Я старался и стараюсь, по возможности, подвинуть эту отрасль промышленности, если уж не на прежнюю высокую степень то, по крайней мере, хоть на столько, чтобы сохранить следы прежнего искусства и познакомить с ним публику». Для популяризации ростовской финифти как искусства А. А. Титов приложил немало усилий. Новые пути развития промысла он видел в участии в выставках, как отечественных, так и зарубежных – с возможностью демонстрации финифтяных изделий публике. Согласно правилам того времени, участвовать во всероссийских и всемирных выставках имели право только владельцы промышленных или ремесленных заведений. Очевидно, именно поэтому А. А. Титов в 1871 г. регистрирует в Ростове собственную финифтяную мастерскую. И уже через пять месяцев коллекционер отправляет экспонаты на Политехническую выставку в Москве, которая открылась в мае 1872 года. В настоящее время документально подтверждено, что А. А. Титов демонстрировал образцы финифтяных изделий ростовских мастеров на одной отечественной и двух зарубежных выставках – Политехнической в Москве, Венской в 1873 г. и Филадельфийской в 1876 г. В коллекции музея хранятся любопытные финифтяные таблички с надписями, явно указывающие на участие экспонента в выставке где-то за границей, так на одной из них: «Россия. Из Ростова Ярославской губернии. А. А. Титов. Образцы финифтяных работ» (Ф-1337). С самого начала выставочной деятельности А. А. Титова формируется и его коллекция, которая, по-видимому, использовалась коллекционером в качестве передвижной выставки. Сейчас в составе коллекции находится 76 экспонатов, хотя изначально она была крупнее и насчитывала 90 миниатюр. Все произведения в коллекции датируются, в основном, второй половиной XIX века. Многие предметы выполнены на высоком профессиональном уровне, с использованием качественных материалов – эмали, красок. Однако имеются и миниатюры, написанные так называемым «простым письмом». Большая часть коллекции в настоящее время экспонируется в Музее финифти. В основном это небольшого размера иконы, портреты и пейзажи. Многие произведения исполнены в схожей художественной и стилистической манере, имеют аналогичное оформление оправ. Около 20 работ заключено в оправы с фестончатыми краями, что довольно редко для финифтяных изделий. На этом основании уместно предположение, что А. А. Титов заказывал произведения у определенных мастеров. Самый крупный тематический комплекс в коллекции А. А. Титова – иконы из серии «Страсти Христовы», насчитывающей 23 предмета. В произведениях отражены духовные и физические страдания Иисуса Христа в последние дни его земной жизни. Вся серия – это небольших размеров иконы в гладкой оправе, с ушком и колечком. В росписи были использованы простые приемы, произведения схожи и по цветовой гамме. Заслуживает особого внимания реплика с картины испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо «Непорочное зачатие». Подлинное полотно было написано около 1678 г., сейчас оно находится в музее Прадо в Мадриде. Ростовская миниатюра на эмали конца XIX – начала XX века (Ф-2346) была выполнена, предположительно, живописцем В. Н. Горским. Основанием для определения авторства послужила соответствующая запись в старой инвентарной книге Ростовского музея. На миниатюре Дева Мария изображена в белом одеянии и синей мантии. Она представлена юной, стоящей на полумесяце. Ее руки скрещены на груди, а взгляд устремлен в небеса. Дева Мария как будто возносится в сиянии света, а вокруг нее в облаках парят ангелы. Тема прославления Девы Марии – одна из центральных в западном искусстве, начиная с эпохи Возрождения. В коллекции А. А. Титова имеются произведения, исполненные в черно-белых тонах. Такая разновидность росписи называется «гризайль». Прекрасным мастером, работавшим с двухцветной эмалью, был Иван Шапошников (младший). Именно его руке принадлежат искусно выполненные портреты российского императора Петра I (Ф-2370) и известного ярославского купца-промышленника И. А. Вахромеева в его молодые годы (Ф-2371). Во второй половине XIX века этот способ письма в ростовской финифти был хорошо известен, потому и нашел свое достойное отражение в титовской коллекции миниатюр. Е.Г. Артемичева, старший научный сотрудник сектора финифти художественного отдела
М.М. Кулыбин. В.Г. Богданов. Е.В. Тарачкова. Пейзаж в ростовской финифти: связь поколений, с 9 июля по 30 сентября 2021 года
Современная ростовская эмаль. Из собрания музея «Ростовский кремль»