Выставка посвящена коллекции финифти, составленной Андреем Александровичем Титовым (1844–1911) и поступившей из его дома в Ростовский музей в 1920 году.
А. А. Титов – известный ростовский купец, предприниматель, земский и общественный деятель, историк, археограф. Масштаб его деятельности был поистине велик. Он был первым, кто в своих публикациях привлек внимание научного мира и широкой общественности к проблемам финифтяного промысла в Ростове. Во втор. пол. XIX века историк стремился поднять увядавший ростовский промысел на новый уровень: «Я старался и стараюсь, по возможности, подвинуть эту отрасль промышленности, если уж не на прежнюю высокую степень то, по крайней мере, хоть на столько, чтобы сохранить следы прежнего искусства и познакомить с ним публику».
Для популяризации ростовской финифти как искусства А. А. Титов приложил немало усилий. Новые пути развития промысла он видел в участии в выставках, как отечественных, так и зарубежных – с возможностью демонстрации финифтяных изделий публике. Согласно правилам того времени, участвовать во всероссийских и всемирных выставках имели право только владельцы промышленных или ремесленных заведений. Очевидно, именно поэтому А. А. Титов в 1871 г. регистрирует в Ростове собственную финифтяную мастерскую. И уже через пять месяцев коллекционер отправляет экспонаты на Политехническую выставку в Москве, которая открылась в мае 1872 года.
В настоящее время документально подтверждено, что А. А. Титов демонстрировал образцы финифтяных изделий ростовских мастеров на одной отечественной и двух зарубежных выставках – Политехнической в Москве, Венской в 1873 г. и Филадельфийской в 1876 г. В коллекции музея хранятся любопытные финифтяные таблички с надписями, явно указывающие на участие экспонента в выставке где-то за границей, так на одной из них: «Россия. Из Ростова Ярославской губернии. А. А. Титов. Образцы финифтяных работ» (Ф-1337).
С самого начала выставочной деятельности А. А. Титова формируется и его коллекция, которая, по-видимому, использовалась коллекционером в качестве передвижной выставки. Сейчас в составе коллекции находится 76 экспонатов, хотя изначально она была крупнее и насчитывала 90 миниатюр. Все произведения в коллекции датируются, в основном, второй половиной XIX века. Многие предметы выполнены на высоком профессиональном уровне, с использованием качественных материалов – эмали, красок. Однако имеются и миниатюры, написанные так называемым «простым письмом».
Большая часть коллекции в настоящее время экспонируется в Музее финифти. В основном это небольшого размера иконы, портреты и пейзажи. Многие произведения исполнены в схожей художественной и стилистической манере, имеют аналогичное оформление оправ. Около 20 работ заключено в оправы с фестончатыми краями, что довольно редко для финифтяных изделий. На этом основании уместно предположение, что А. А. Титов заказывал произведения у определенных мастеров.
Самый крупный тематический комплекс в коллекции А. А. Титова – иконы из серии «Страсти Христовы», насчитывающей 23 предмета. В произведениях отражены духовные и физические страдания Иисуса Христа в последние дни его земной жизни. Вся серия – это небольших размеров иконы в гладкой оправе, с ушком и колечком. В росписи были использованы простые приемы, произведения схожи и по цветовой гамме.
Заслуживает особого внимания реплика с картины испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо «Непорочное зачатие». Подлинное полотно было написано около 1678 г., сейчас оно находится в музее Прадо в Мадриде. Ростовская миниатюра на эмали конца XIX – начала XX века (Ф-2346) была выполнена, предположительно, живописцем В. Н. Горским. Основанием для определения авторства послужила соответствующая запись в старой инвентарной книге Ростовского музея.
На миниатюре Дева Мария изображена в белом одеянии и синей мантии. Она представлена юной, стоящей на полумесяце. Ее руки скрещены на груди, а взгляд устремлен в небеса. Дева Мария как будто возносится в сиянии света, а вокруг нее в облаках парят ангелы. Тема прославления Девы Марии – одна из центральных в западном искусстве, начиная с эпохи Возрождения.
В коллекции А. А. Титова имеются произведения, исполненные в черно-белых тонах. Такая разновидность росписи называется «гризайль». Прекрасным мастером, работавшим с двухцветной эмалью, был Иван Шапошников (младший). Именно его руке принадлежат искусно выполненные портреты российского императора Петра I (Ф-2370) и известного ярославского купца-промышленника И. А. Вахромеева в его молодые годы (Ф-2371). Во второй половине XIX века этот способ письма в ростовской финифти был хорошо известен, потому и нашел свое достойное отражение в титовской коллекции миниатюр.
Е.Г. Артемичева, старший научный сотрудник сектора финифти художественного отдела
Читать далее