Вернуться
2 из 4
Просмотрено 2 из 4
М.М. Кулыбин. В.Г. Богданов. Е.В. Тарачкова. Пейзаж в ростовской финифти: связь поколений, с 9 июля по 30 сентября 2021 года
М.М. Кулыбин. В.Г. Богданов. Е.В. Тарачкова. Пейзаж в ростовской финифти: связь поколений, с 9 июля по 30 сентября 2021 года
Название
М.М. Кулыбин. В.Г. Богданов. Е.В. Тарачкова. Пейзаж в ростовской финифти: связь поколений
Даты проведения
с 9 июля по 30 сентября 2021 года
Организация
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Аннотация
Представление о ростовской финифти и о становлении в ней традиций такого жанра, как пейзаж, было бы неполным, если не рассматривать, как это направление развивалось в ХХ веке. Притом важно делать это на примере не только творчества ведущих мастеров, но и художников, выпускавших так называемую массовую продукцию. Необходимо прикоснуться к привычным и обыденным вещам – и увидеть, как из них рождается то, что принято называть художественной средой, на которой возрастает искусство ростовской финифти. В жанре пейзажа работали и продолжают работать многие художники фабрики «Ростовская финифть». Одним из первооткрывателей этого жанра в промысле стал Михаил Михайлович Кулыбин (1910–1986). Младшие коллеги на его работы смотрели как на образцы. Виртуозно владея кистью, он мастерски передавал состояние воздуха. Ему удавалось писать небо так, чтобы оно выглядело просто и воздушно – как в природе. Этим-то и отличаются его пейзажи от работ других мастеров. На выставке представлены эскизы мастера к шкатулкам и панно, а также миниатюры на дереве, хранящиеся в домашних коллекциях его потомков. Творчество Валентина Григорьевича Богданова (родился в 1936 г.) непосредственно связано с малоизвестными страницами истории финифтяного промысла. Валентин Григорьевич трудился на фабрике финифти, в финифтяном цехе Ростовского оптико-механического завода, выполнял художественно-оформительские работы, он – младший современник старейших мастеров промысла ХХ века М.М. Кулыбина, Н.М. Хрыкова и А.М. Кокина. На выставке экспонируются его эмали, расписные керамические плитки, живопись на холсте, а также уникальные авторские приспособления для изготовления багетных рам. В выставку включена также икона Богоматери, поскольку она была первым удачным опытом работы художника на керамических плитках. В.Г. Богданов на этом не останавливается, он весьма изобретателен в выборе материалов и применяет для художественной росписи бытовые предметы, покрытые эмалью. Так, обычная белая эмалевая коробка служит ему фоном для пейзажной росписи. В архитектурных пейзажах (виды Авраамиева монастыря и Ростовского кремля) он помещает сюжетные изображения, связанные с воспоминаниями детства, что вызывает особый живой интерес у зрителя. М.М. Кулыбин умением работать с финифтью щедро наделил своих многочисленных потомков. На выставке в Ростовском кремле дебютирует его внучка Елена Викторова Тарачкова (родилась в 1976 г.), она продолжает традиции деда, работая преимущественно в жанре пейзажа. Составить представление о художнике и ее вкладе в развитие традиций пейзажа позволяет представленная на выставке серия эмалей «Времена года». Аннотации к авторам Михаил Михайлович Кулыбин Живописец по эмали Родился 10 декабря 1910 года в Ростове, умер в 1986 году там же. Учился в Учебно-показательной финифтяной школе у известного мастера Александра Алексеевича Назарова (1924–1927), которого современники называли «ростовским Рафаэлем». Михаил Михайлович в промысле финифти работал с 1927 года. Он принял участие в организации артели «Возрождение» в 1936 году. М.М. Кулыбин считается основоположником жанра лирического пейзажа в советской ростовской финифти. Художник участвовал во многих выставках декоративно-прикладного искусства в России и за ее пределами. Произведения М.М. Кулыбина хранятся в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Российском этнографическом музее, Ярославском художественном музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», музее фабрики «Ростовская финифть» и частных коллекциях. Валентин Григорьевич Богданов Художник-живописец, оформитель, эмальер Родился я в Ростове в 1936 году. В 1941 и последующие годы жил у бабушки с дедушкой в сторожке Авраамиева монастыря (упраздненного в 1920-е годы). Быт тогда был тяжелым: выживали огородом, держали скотину. После армии Валентин вернулся в Ростов и в 1959 году поступил в артель «Ростовская финифть». Учился у Николая Михайловича Хрыкова и Михаила Михайловича Кулыбина. Тогда в артель из Научно-исследовательского института художественной промышленности (Москва) приезжали специалисты, внедрявшие в финифть упрощенную роспись вразрез с ростовской традицией. Молодым мастерам техника нравилось: быстрее напишешь – больше заработаешь… Художественным процессом тогда руководил Н.М. Хрыков, который аккуратно переводил их роспись ближе к местным традициям. В воспоминаниях А.Г. Богданова сохранились интереснейшие сведения по истории промысла. Он помнит, как А.М. Кокин разрабатывал новую продукцию, в частности, круглые бусы (во время своего отпуска). В.В. Горский писал цветы, Н.М. Хрыков – выполнял по заказу «сверху» портреты вождей. И.И. Солдатов и Н.А. Карасев любили оформлять финифтью коробочки. В.Д. Котков часто работал над архитектурой. В то время запрещали изображать кресты на куполах, а он настойчиво их писал. Продукцию не принимали – пока не сотрет. В атмосфере негодования художнику приходилось стирать кресты. Одним из наставников В.Г. Богданова был М.М. Кулыбин. Он учил писать пейзажи. Михаил Михайлович был ранен во время Великой Отечественной войны – оказалась повреждена правая рука. Несмотря на последствия ранения, финифтяные пейзажи Кулыбина были безупречны, служили образцом для младших коллег. В свободное время Валентин Григорьевич рисовал. Он часто ходил в клуб фабрики «Рольма» к Алексею Михайловичу Кулыбину (младшему брату Михаила Михайловича), который учил его писать киноафиши и лозунги на бумаге. В.Г. Богданов создавал афиши и декорации Ростовского народного театра. В 1993 г. В.Г. Богданова пригласили работать в цех по выпуску финифти Ростовского оптико-механического завода, где он помогал осваивать живописную продукцию на керамических плитках. Через два года заводской цех финифти закрыли, ювелирам и художникам пришлось уйти в надомники. Несмотря на почтенный возраст Валентин Григорьевич по сей день с творческим азартом продолжает работать в технике финифти. Елена Викторовна Тарачкова Живописец по эмали Родилась в Ростове в 1976 году. Ее мать Римма Михайловна (в девичестве Кулыбина) всю жизнь проработала на фабрике «Ростовская финифть» ювелиром. Там же, в гальваническом цехе, трудился отец Виктор Викторович. Дедушка Михаил Михайлович Кулыбин – известный в ростовской финифти художник-пейзажист. В школьные годы Елена занималась в художественном кружке у Александра Геннадьевича Алексеева. В 1992 году, после окончания школы, была принята ученицей на фабрику «Ростовская финифть». Наставником ее стала Елена Сергеевна Котова. На фабрике Елена работала до 2002 года. Участвовала в выставке «Молодые дарования» в Политехническом музее (Москва, март – апрель 2000 г.), позже несколько лет сотрудничала с известным ростовским пейзажистом Александром Васильевичем Тиховым. В настоящее время – свободный художник. На выставке представлена ее серия работ «Времена года». В манере письма она продолжает традицию А.В. Тихова, тонко и аккуратно накладывая кистью мазок, но при этом сохраняет яркость и сочность эмалевых красок, что присуще творчеству ее деда М.М. Кулыбина.
«Крылья Победы», 01.05.2020 — 30.09.2020
Миниатюры на эмали из коллекции А. А. Титова, 2022