Вернуться
Альбомы

«Ростовские финифтяники—участники Великой Отечественной войны (1941–1945)»

Дата публикации:

07.05.2025

Аннотация:

Выставка посвящена 80-летию победы в Великой Отечественной войне. На ней представлены произведения из фондов Ростовского музея, выполненные мастерами финифти — участниками войны: Виктором Владимировичем Горским (1920–1971), Николаем Александровичем Карасевым (1909–1970), Анатолием Михайловичем Кокиным (1924–1967), Михаилом Михайловичем Кулыбиным (1910–1986), Анатолием Алексеевичем Лаврентьевым (1923–2002) и Иваном Ивановичем Солдатовым (1917–2009). Произведений живописца Николая Павловича Старчикова (1900 — начало 1970-х) в нашем собрании нет, как и многих других. Кто-то вернулся после окончания войны, но уехал из города, а кто-то погиб на фронте. Однако известны его работы, хранящиеся в Ярославском музее-заповеднике и Государственном Русском музее. Все упомянутые мастера — живописцы по эмали, и каждый из них внес свой вклад, а многие оставили значимый след в развитии промысла, заняв достойное место в истории ростовской финифти XX столетия наряду с лучшими ее представителями. Они являлись участниками многих выставок декоративно-прикладного искусства в России и за ее пределами. Экспонируемые произведения выполнены в жанрах пейзажа, портрета, цветочной росписи (ювелирные женские украшения), представлена сувенирная продукция, датируемая 1940–1970 годами. Многолетний творческий и семейный дуэт Ивана Ивановича и Валентины Васильевны Солдатовых (ювелир) создал немалое количество совместных произведений. Искусно выполненное ювелирное обрамление Валентиной Васильевной прекрасно дополняет изящную живопись по эмали. Привлекают внимание произведения сувенирной продукции под названиями «Матрешки» (инв. № Ф-1577, Ф-1594), «Башня» (инв. № Ф-2094), на которой, предположительно, запечатлена северо-западная (Одигитриевская) башня Ростовского кремля с примыкающими участками крепостных стен. Сувениры «Матрешка» и «Башня» (1966) создавались как выставочные экземпляры для показа на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Николай Александрович Карасев представлен в собрании единственной, но по-своему уникальной работой под названием «Московский Кремль» (инв. № Ф-2359). Художнику в этом произведении удалось передать многообразие цветовой палитры. Две броши с цветочной росписью принадлежат кисти Анатолия Алексеевича Лаврентьева (инв. № Ф-1573, Ф-1574). Несколькими финифтяными пластинами и любопытным портретом под названием «Девушка с распущенными волосами» (инв. № Ф-2100) показано творчество Виктора Владимировича Горского. Демонстрируется многочисленное количество работ Михаила Михайловича Кулыбина — основоположника лирического пейзажа в советской ростовской финифти. В основном это пластины и панно с изображением среднерусского и южного пейзажа. Привлекает внимание миниатюра с запечатленным в солнечный летний день Российским государственным академическим театром драмы имени Федора Волкова в городе Ярославле (инв. № Ф-2145). Талантливый мастер широкого диапазона, Анатолий Михайлович Кокин, представлен на выставке работами, выполненными в жанрах пейзажа, портрета и орнаментально-цветочной росписи. Отдельно стоит отметить панно с панорамой Ростовского кремля, городской застройки и озера Неро (инв. № Ф-2446). На фоне светлого неба четко читается силуэт ансамбля. Панорама кремля и города дана почти полосой посередине пластины. Видны многочисленные домики на берегу, крыши которых скрываются за зеленью деревьев. Художник в миниатюре хорошо передал состояние природы. В собрании Ростовского музея хранятся фотопортреты Виктора Владимировича Горского (инв. № Фт-1675), Николая Александровича Карасева (инв. № Фт-1673), Анатолия Михайловича Кокина (инв. № Фт-1677), Анатолия Алексеевича Лаврентьева (инв. № Фт-555/4), а также любопытная фотография с изображением Николая Павловича Старчикова (инв. № Фт-555/5), предположительно с учениками, сделанная в 1946–1947 годах в финифтяном цехе. Эти снимки также демонстрируются на выставке. На обороте портрета Виктора Владимировича присутствует интересная надпись: «На память // Нюре Я. от Виктора Г. // ДВК. Примкрай, ст. Океанская. // 1-ый год службы в ВВС— ТОФ. // С приветом к тебе // 12/V— 41. // 21-ый год» и подпись, явно сделанная любимой девушке.

Авторы:

Е. Г. Артемичева, старший научный сотрудник сектора финифти художественного отдела.