Идея создания виртуальной выставки возникла в связи с проведением в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» 25–27 мая 2023 г. научной конференции «Царский путь. К 110-летию путешествия императора Николая II по древнерусским городам» и открытием выставки «Историческое паломничество царской семьи в 1913 году. К 110-летию юбилея императорского Дома Романовых» – совместного проекта музея «Ростовский кремль», Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» в сотрудничестве с Институтом всеобщей истории РАН, Музеем императора Николая II (г. Москва), Музеем народного искусства (г. Ростов) при участии многих известных коллекционеров.
В собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» хранится ряд произведений с изображением представителей династии Романовых (1613–1917). Одиннадцать работ выполнены мастерами-финифтяниками в разное время: две – во второй половине XIX в., одна в 30–40-е гг. XX в., одна в 80-е гг., четыре в 90-е гг. XX столетия и три – в 2010-е гг.
Излюбленным персонажем ростовских живописцев на протяжении продолжительного времени является император Петр Великий. В основном это погрудные портреты царя. Одно панно создано творческим дуэтом живописца по эмали В. И. Полякова и ювелира А. А. Алексеева в историческом жанре. Оно посвящено заметному событию в истории России – празднованию 300-летия Полтавской битвы. В основе композиции – картина неизвестного автора (создана около 1710 г.) под названием «Апофеоз Петра I» (также «Аллегория Полтавской битвы») (Ф-2985).
Особое место в коллекции занимает работа неизвестного автора «Памятник Петру I. С.-Петербург», датируемая 30–40-ми годами XX в. На круглой пластине без оправы изображен конный памятник императору Петра I (Ф-2893). Оригиналом послужило, предположительно, фотоизображение или какая-то иная репродукция знаменитого «Медного всадника». Памятник, работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, был открыт на Сенатской площади Санкт-Петербурга 7 (18) августа 1782 г.
Следует оговориться, что появление данного сюжета в указанное время довольно редкий случай. В начальный советский период ростовская финифть как промысел претерпевала существенные перемены. Так, под полный запрет попала традиционная иконописная миниатюра на эмали, возможность свободно изображать представителей царской династии, являвшейся своеобразным атрибутом ушедшей эпохи, также отсутствовала.
Единственный портрет Петра I, выполненный в дореволюционный период, поступил в музей в 1920 г. из коллекции известного ростовского купца, предпринимателя, земского и общественного деятеля, историка, археографа Андрея Александровича Титова (Ф-2370). Эта работа выполнена прекрасным мастером, работавшим с двухцветной эмалью, Иваном Шапошниковым (младшим).
Данный портрет императора является копией с гравюры Якоба Хубракена, созданной по оригиналу Карла Моора 1717 г. Есть основания предполагать, что финифтяное произведение было написано по заказу самого А. А. Титова для Политехнической выставки, проходившей в Москве в мае 1872 г. Как известно, проведение масштабной выставки устроители приурочили к 200-летию со дня рождения Петра Великого.
К экспонированию на Политехнической выставке, видимо, был написан и портрет императора Александра III (Ф-1301), поступивший в музей в составе той же коллекции. К сожалению, данное произведение не отличается хорошей сохранностью. На портрете изображен молодой цесаревич Александр Александрович, пластина вставлена в деревянную раму. Финифтяное изображение было выполнено с фотографии, снятой в 1868 г. знаменитым фотографом Карлом Ивановичем Бергамаско. Это был один из самых дорогих и модных фотопортретистов столицы того времени. В музейном собрании имеются всего два изображения императора Александра III. Второе произведение выполнено нашими современниками – живописцем И. В. Якимовой и ювелиром М. А. Якимовым. Пластина с портретом царя вмонтирована в крышку изящной табакерки (Ф-2403).
Женский образ представителя царской династии раскрыт в музейной коллекции портретом императрицы Екатерины II (Ф-2406). Он создан заслуженным художником России живописцем по эмали Н. А. Куландиным (1930–2003) и ювелиром М. А. Фирулиным.
Портрет последнего российского императора Николая II (Ф-2786) искусно выполнен в миниатюре А. Е. Зайцевым и заслуженным художником России ювелиром Л. Н. Матаковой. Здесь изображен государь в военной форме с Георгиевским крестом на груди. Автор в качестве образца использовал фотоизображения Николая II.
Каждое произведение, представленное на данной выставке, по-своему уникально и по праву занимает достойное место в собрании портретной живописи Ростовского музея.
Читать далее