Вернуться
Портрет в русле традиций ростовской финифти. Миниатюры на эмали из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Портрет в русле традиций ростовской финифти. Миниатюры на эмали из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Заголовок
Портрет в русле традиций ростовской финифти. Миниатюры на эмали из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Аннотация
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» располагает довольно интересной коллекцией портретов на эмали. Она формировалась на протяжении всей истории существования музея, начиная с 1883–1884 гг. Музей церковных древностей приобретал и получал в дар портреты, имеющие не только художественную ценность, но историческую и мемориальную. К настоящему времени сложилась разнообразная коллекция, состоящая из более 150 единиц хранения. Среди них можно выделить несколько групп. Прежде всего – духовный портрет. Здесь образы небесного покровителя ростовского музея – святителя Димитрия Ростовского занимают особое место, так как этот святитель создавал свои литературные труды, жил и управлял Ростовской епархией здесь – в Ростовском кремле (в то время это был архиерейский дом). В ряду миниатюр, на которых изображены деятели церкви, в музейном собрании имеется уникальный портрет иеромонаха Амфилохия – смотрителя мощей святителя Димитрия, именно поэтому его называли «гробовым» иеромонахом Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Старец Амфилохий был духовником не только святой обители, но и августейших особ Российской империи, приезжавших в Ростов на поклонение к чудотворным мощам святителя Димитрия. Близок по происхождению к духовным портретом – портрет-икона, поскольку, как правило, первые иконы вновь прославленных святых художники создавали на основе прижизненных портретов. Галерея портретов деятелей церкви состоит из миниатюр на эмали ростовских финифтяников XIX–ХХ веков и современных художников. Ценность портретных образов состоит в том, что на них, прежде всего, изображена конкретная историческая личность. Поэтому столь значимы для потомков стали изображения на эмали известных деятелей истории: строителя Ростовского кремля Ионы Сысоевича, русских князей, царей и цариц, деятелей советского государства. В музее существует хотя и небольшая по количеству, но интересная по своим художественным достоинствам галерея портретов Петра I, создававшаяся в большом хронологическом промежутке – от XIX века до настоящего времени. В этой группе миниатюр особенно редкими и ценными являются портреты XIX столетия. Это, прежде всего, работы Ивана Ивановича Шапошникова, выполненные в середине XIX века по редким фотографиям и дагерротипам. Значительную часть коллекции составляют образы деятелей русской культуры и искусства. В числе них преобладают портреты А. С. Пушкина, которого на эмали изображали в 1930-е, в 1950-е, в 1980-е и в последующие годы. Военный портрет в собрании музея также широко представлен. Здесь и крупные полководцы Российской империи – А. В. Суворов, М. И. Кутузов, и герои Отечественных войн 1812 и 1941–1945 годов. Значительной полнотой отличается галерея, созданная в 1980-х гг. А. Е. Зайцевым-Картавцевым. Краеведческую ценность представляют портретные галереи музейных сотрудников и ростовских художников-финифтяников (это серия произведений заслуженных художников России Б. М. Михайленко и Н. А. Куландина). Единственным и своего рода уникальным является автопортрет заслуженного художника России Л. Д. Самоновой, созданный в 2001 г. на Международном симпозиуме «Ростовская финифть – Лиможская эмаль. Миниатюрная живопись на рубеже XX–XXI веков», который стал значительным явлением в художественной жизни Ростова. Автопортрет как разновидность жанра – ценнейший художественный документ эпохи. Поэтому-то ведущие художественные музеи и галереи уделяют автопортретам художников особое внимание. В Ростовском кремле положено достойное основание для дальнейшего коллекционирования! Заслуживают особого внимания женские портретные образы. Начало в собирании их было положено известным деятелем культуры, одним из основателей Музея церковных древностей Андреем Александровичем Титовым (портрет «Самарянка», выполненный на рубеже XIX–ХХ веков). В 1920–1930-е годы была мода на овальные броши с портретным изображением. Примером такой броши является портрет Любови Ивановны Голубевой-Архиповской (автор С. Д. Воронов). В последующие годы художники Л. Д. Самонова («Письмо Пушкина (портрет Н. Н. Гончаровой)»), Б. М. Михайленко («М. Н. Волконская») и другие также обращались к женским образам. В коллекции немало миниатюр на эмали с изображением собирательных образов исторических лиц, портретных изображений которых не сохранилось («Андрей Рублев» Б. М. Михайленко, «Ярослав Мудрый» А. Е. Зайцева, «Автор "Слова"» А. Г. Алексеева, книга «Слово о полку Игореве» В. И. Полякова), или же обобщенных образов современников (брошь «Партизан» В. В. Горского, миниатюра «Память» В. И. Полякова). Поскольку финифть как промысел очень тесно соприкасается с профессиональным искусством, то жанр портрета является, с одной стороны, этой точкой соприкосновения, а с другой – определенной вершиной художественного мастерства, и, следовательно, выступает мерилом профессионализма художника. В этой связи уместно привести факт из истории ростовской финифти, когда в середине XIX века наиболее искусные финифтяных дел мастера отказывались сотрудничать с местной Ремесленной управой, мотивируя тем, что они не ремесленники, а художники. Это своим творчеством вполне оправдал известный Николай Сальников, создавший гризайльные (одноцветные) портреты на эмали императрицы Александры Федоровны (собрание Государственной Третьяковской галереи), супругов Полторацких (собрание Государственного исторического музея). За портрет академика П. Брюллова Н. Сальников Академией художеств был удостоен звания неклассного художника. Традиции классической миниатюры на эмали, выполненной ростовскими финифтяниками в технике пунктирной живописи, продолжали такие известные мастера финифти ХХ века как А. А. Назаров, Н. А. Куландин. Их развивают в наши дни – Б. М. Михайленко, Л. Д. и И. В. Самоновы и другие художники. В этом ряду следует упомянуть портрет, выполненный в 2016 году В. Д. и С. А. Кочкиными. Художники воспроизвели копию портрета неизвестного автора 1860 г. из собрания Пушкинского дома (Институт русской литературы) в Санкт-Петербурге. На эмали изображен русский ученый, поэт и переводчик В. К. Тредиаковский (1703–1769), автор вдохновенных строк: «…финифть есть род стекла ж, краскою напоенного».
Авторы
Пак Вера Филипповна, кандидат искусствоведения, заведующая сектором финифти ГМЗ «Ростовский кремль»
Дата публикации