Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» обладает интересной коллекцией шитых бисером и стеклярусом картин. При создании таких произведений использовался льняной холст, который служил основой. Затем, в большинстве случаев, он покрывался шелковой тканью, чтобы усилить цветовую игру бисера и стекляруса. Перед началом работы весь рисунок наносился на ткань, а далее бусы нанизывались на нитку и прикреплялись к основе шелковыми или хлопчатобумажными нитями. Здесь мы находим много общего с традиционной русской работой – золотным шитьем, при котором лежащие на ткани металлические нити закреплялись стежками шелковой или льняной нити. Это так называемое шитье в прикреп.
Шитье в прикреп применялось при создании картин или панно, их плоскость полностью покрывалась низками бус, крупные части узора заполнялись параллельно идущими вертикальными или горизонтальными низками.
Прямоугольные или фигурные вышитые панно набивались на подрамники, либо укреплялись непосредственно на стенах или развешивались вставленными в рамы.
Новым следует считать соединение вышивки бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом. Примером такого соединения может служить панно «Наполеон при переходе через Сен- Бернар» (копия с картины французского живописца Жака-Луи Давида, XIX в., приобретена в 1922 г. у Л.М. Ящук), вышитое шерстяными и шелковыми нитями с применением цветного бисера.
Вышивки, использовавшиеся для украшения интерьеров, создавались в тех художественных формах, которые были свойственны стилевым направлениям того времени – барокко, рококо, классицизм. Они обращаются к изобразительному искусству и повторяют в бисерно-стеклярусном исполнении пейзажи и жанровые сюжеты, портреты и декоративно-орнаментальные композиции. При этом исполнители руководствовались имеющимися в их распоряжении живописными, графическими и другими произведениями – копировали их, либо использовали для разработки собственных композиций.
Среди пейзажей – шитых картин с видами природы – в музейном собрании выделяется панно «Город на берегу залива» (приобретено у А.А. Молодцыгина в 1911 г.). Изображение берега моря с улицей в городке, по всей видимости, подражает голландской или немецкой гравюре.
Основная масса изделий из бисера и стекляруса, как и большинство произведений прикладного искусства, безымянна. Лишь изредка встречаются подписанные вещи. Так, например, панно «Три барышни» (дар В.И. Ельсиной) содержит авторскую надпись и дату: «1844, автор Тат. Мих. Мальгина».
Читать далее