Вернуться
Кошельки, портмоне, сумочки, шитые бисером и стеклярусом из собрания ГМЗ «Ростовский кремль»
Кошельки, портмоне, сумочки, шитые бисером и стеклярусом из собрания ГМЗ «Ростовский кремль»
Заголовок
Кошельки, портмоне, сумочки, шитые бисером и стеклярусом из собрания ГМЗ «Ростовский кремль»
Аннотация
Кошельки, портмоне, сумочки, шитые бисером и стеклярусом XIX – ХХ вв. из собрания ГМЗ «Ростовский кремль». В коллекции бисерных и стеклярусных работ музея-заповедника «Ростовский кремль» находится большое количество разнообразных по форме и приемам исполнения кошельков, портмоне, сумочек. В их изготовлении использовались различные техники: вязание крючком, вышивка по канве и картону, плетение, низание. В бисерных изделиях первой половины XIX века широкое распространение получают узоры: гирлянды, ветки, букеты, венки, полувенки, отдельные цветы, составляющие определенные композиции, характерные для классицизма. На небольших вещах – сумочках, кошельках – основной узор располагался горизонтально идущими гирляндами в верхней или нижней части предмета, и реже по краям. Остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек цветов, крапинок звездочек или оставалось свободным от узоров. Особенно пышными орнаменты из цветов становятся в 1830-х годах. Многочисленные продолговатые кошельки на вздержке или с металлической оправой постепенно из прямоугольной формы превращаются в полукруглую и круглую. Круглые кошельки в орнаментике имеют типичную цветочную розетку, которая органично связывается с формой вещи, удачно заполняя ее. Смещение узора при вязке приводило к созданию вихревой розетки. В зависимости от размеров кошелька, она дополнялась по краю цветочными гирляндами, плоской в виде перевитых лент, или геометрическим узором. Так, например, на кошельке конца XIX века (дар М. С. Новика в 1984 г.) на сплошь шитом голубым бисером фоне – в центре цветочная розетка, окруженная полоской цветов. По краям кошелька серая бисерная бахрома. Существовали кошельки и других форм. Так, например, в виде лопастки (покупка у Н. И. Титовой в 1987 г.) с металлическим ободком-запором, сплошь шит цветным бисером – на светло-сером фоне среди листьев цветок розы. Вверху узкая орнаментальная полоса. Долгое время бытовали кошельки-монетницы в форме продолговатого мешочка с разрезом посредине и двумя кольцами-зажимами. Повторяя западноевропейские прототипы, монетницы в России чаще использовались во второй половине – начале XIX века. Так кошелек второй половины XIX века (покупка у Е. П. Масленниковой в 1901 г.) в виде двух мешочков, соединенных между собой шелковой вязаной сеточкой, в центре которой два медных кольца с растительным орнаментом. Мешочки расшиты мелким цветным бисером по светлому фону, в центре гирлянда цветов. По обеим сторонам от нее зеленая зубчатая линия, из черного бисера цветочная розетка. Большое количество кошельков прямоугольной формы, на которых с новым притоком информации о жизни народностей разных континентов появляются «восточные сюжеты», переработанные и превращенные в красочные жанровые сценки. На прямоугольном кошельке первой половины XIX века (покупка у Е. А. Масленниковой в 1892 г.), шитом мелким цветным бисером, изображены фигуры мужчины и женщины в восточных одеждах. По верхнему краю узкая полоска из темно-красных квадратов. Также получила распространение тема охоты, что диктовалось популярностью этого вида занятий. На кошельке (покупка у Е. П. Масленниковой в 1901 г.), шитом сплошь цветным мелким бисером, на фоне пейзажа изображены два охотника, в руках одного – убитое животное, рядом с другим – собака. Вышивки с такими сюжетами являлись подарками многочисленным любителям охоты и украшали портсигары, кошельки, кисеты, ягдташи. Появляются сильно стилизованные растительные мотивы, геометрические орнаменты с рокайлями и архитектурными мотивами. На кошельке прямоугольной формы (покупка у Е. А. Масленниковой в 1892 г.) – верхняя сторона из нитей разноцветного бисера, образующих ажурную решетку. На нижней половине – геометрический орнамент. Получают распространение и наиболее типичные для мужского обихода прямоугольные бумажники с двумя отделениями, или карманами. Основой служила плотная бумага или картон, покрытые белым или цветным атласом, либо кожей. Внешние стороны бумажника обычно украшались вышивками, в том числе и бисерными. К 1820–1830 годам появляется мода на записные книжки в сочетании с бумажниками, получившими позже самостоятельное существование. Книжки, как и бумажники, обычно закрывались на две пары петелек, через которые продевался тонкий карандаш или стержень из металла. Бумажник первой половины XIX века (дар в 1910 г. К. А. Шляковой, сестры одного из основателей музея И. А. Шлякова) – кожаный, с золоченым тиснением из мелких цветков и завитков, по сторонам которого бисерные вставки. На одной – на фоне летнего пейзажа – замок, в рамке из завитков из роз; на другой – ромбовидный вырез с вышитой синим и голубым бисером орнаментальной розеткой. Другой бумажник (покупка в 1928 г.) с закругленными углами, из темно-коричневой кожи по краям которого золотое тиснение. В центре – рамка, расшитая цветным бисером, на одной стороне – ваза с цветами и инициалы «А. И. М.», на другой – стилизованный растительный орнамент из симметричных завитков и листьев. Известно, что вышитые предметы иногда несли собой особый смысл: букет мог оказаться именем или содержать благожелательную надпись, или выражать чувства: роза – любовь, плющ – символ вечности, незабудка – долгая память. В обиход приходят плоские сумочки, повторяющие форму кошельков, но более крупных размеров. В декоре объемных сумочек из ткани основная роль принадлежала бисерным отделкам – изящные формы и светлые тона материалов сумочек гармонировали с женскими платьями. Дамские сумочки в собрании музея имеют прямоугольную форму с фестончатыми краями, или вытянутую трапециевидную форму, они затягивались на шнурок. Часто можно встретить на сумочках орнамент, напоминающий рисунки на шалях и тканях первой половины столетия. Это геометрические и растительные узоры, например, веточка с ягодой или цветком; немало восточных композиций типа «турецких бобов», составленных из мелких цветов. На сумочке XIX века (дар Деевой в 1922 г.) – цветным бисером цветочная розетка с симметричными веточками и завитками, на концах кружочки из белого бисера. Такие узоры, судя по их разнообразию и несхожести мотивов, помещенных на разных изделиях, в большинстве случаев являлись творчеством самих мастериц, самостоятельно создавших модные рисунки.
Авторы
Ходосова М.Н., ст.н.с декоративно-прикладного искусства Брюханова Е.В., зав. отделом декоративно-прикладного искусства
Дата публикации