Вернуться
15 из 21
Просмотрено 15 из 21
Русский религиозный лубок XVIII - нач. XX вв. из собрания А.А. Титова в коллекции Ростовского музея
Русский религиозный лубок XVIII - нач. XX вв. из собрания А.А. Титова в коллекции Ростовского музея
Заголовок
Русский религиозный лубок XVIII - нач. XX вв. из собрания А.А. Титова в коллекции Ростовского музея
Аннотация
Андрей Александрович Титов (1844–1911) – ростовский историк, краевед. Собиратель славяно-русских рукописей; член-корреспондент Императорского общества любителей древней письменности и действительный член Императорского Московского археологического общества. Андрей Александрович был одним из инициаторов реставрации Ростовского кремля и организаторов Ростовского музея церковных древностей. Он состоял секретарем, а затем товарищем председателя Комитета по управлению музеем (председателем Комитета, согласно уставу музея, являлся ярославский губернатор). А. А. Титов на протяжении многих лет активно участвовал в собирании экспонатов музея и приложил немало усилий для формирования его основных коллекций, в том числе и собрания русского религиозного лубка XVIII – начала ХХ века. Однако его роль в создании этой коллекции была почти забыта. Лубок XVIII–XIX веков – гравюра на дереве и на металле, позднее литография с текстом, сопровождающим изображение, – является художественной редкостью. «Отдельные листы, – писал Ф. И. Буслаев, – употреблялись не только для чтения, но и для украшения на стенах, а с священными изображениями заменяли даже икону. Этот обычай доселе сохранился между русскими мужиками, которые рядом с иконами, украшают передний угол избы лубочными картинками». Происхождение термина «лубок» связывают со словом «луб» – так называют подкорный слой липы. В отдельных местностях России «лубом» назывались липовые доски особой распиловки, из них изготовляли печатную форму для лубков. В научный обиход слово «лубок» ввел профессор Московского университета И. М. Снегирев в 20-х годах XIX столетия, в своих статьях о русских лубочных картинках. Следует отметить, что лубок XIX века – даже самый массовый, широко тиражированный, буквально наводнявший в свое время рынок, – до нас дошел далеко не полно. Связанный с бытом, он горел вместе с крестьянскими избами, погибал от сырости и копоти. Поэтому многие лубочные листы не только XVIII, но и XIX века являются уникальными. Неслучайно уже в первой половине XIX века И. М. Снегирев писал о лубочных картинках: «Многие из них стали редки, другие пропали безвозвратно». Религиозный лубок был среди первых поступлений Ростовского музея церковных древностей. Вклад А. А. Титова, передавшего с 1905 по 1911 год в дар музею более 40 листов, был самым значительным по объему и наиболее ценным с художественной и иконографической точки зрения. В нем нашло отражение все тематическое разнообразие религиозного лубка XIX века: образы Христа, Богоматери, христианских мучеников, священные сюжеты и притчи из Ветхого и Нового Завета, виды монастырей. В числе дара А. А. Титова большую ценность представляют гравированные на меди и раскрашенные картинки конца XVIII – первых десятилетий XIX века, отличающиеся строгой иконографией, красотой рисунка, мастерством исполнения, с изображением знаменитых святых угодников, дополненные текстами обращенных к ним молитв: «Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»; «Священномученик Антипа»; «Преподобный Феодосий Тотемский»; «Священномученик Харалампий». Широкое хождение в народе имели лубки, посвященные образу Пресвятой Богородицы. А. А. Титова передал в дар музею редкую раннюю гравюру Богоматери «Всех скорбящих радость». Не менее популярными были лубочные картинки с назидательными рассказами и притчами, где обличаются грехи, рассказывается о муках грешников. Лист «Притча о богаче и о бедном Лазаре», изданный в 1860 г. в мастерской И. А. Голышева – крупнейшего деятеля в истории литографированного лубка, характеризует новый этап в развитии народной картинки. Производство литографии было проще и дешевле, что привело к стремительному росту тиражей. В лубках этого времени усиливается повествовательность, они менее условны, чем лубки на меди, в них чувствуется знакомство с профессиональным искусством. Небольшую группу произведений, переданных в музей А. А. Титовым, составляют поздние лубки конца XIX – начала XX века. Лист «Бракоборы», изданный в мастерской И. Д. Сытина в 1884 г., – сатира на старообрядцев федосеевского согласия. В 1883 году на соборе федосеевцев в Москве был принят устав, основным положением которого стал пункт о всеобщем безбрачии. После протеста старообрядцев лист был изъят из обращения и уже в конце XIX века стал библиографической редкостью. В конце XIX века А. А. Титов сам выступил издателем листа «Богоматерь Неопалимая Купина», использовав для этого деревянную гравировальную доску, хранящуюся в Ростовском музее. Завершая краткий обзор дара А. А. Титова, следует отметить, что за более чем вековую историю хранения лубков в музее эти уникальные произведения впервые экспонировались в 2014 году на выставке «Религиозного лубка», приуроченной к 170-летию со дня рождения ростовского историка и музейного деятеля.
Авторы
Татьяна Владимировна Колбасова, зав. картинной галереей музея
Дата публикации
Русский пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. в собрании Ростовского музея
Священнические пояса с цветочно-растительным орнаментом XVII-ХIX веков.