Вернуться
5 из 13
Просмотрено 5 из 13
Пейзаж в ростовской финифти во второй половине XIX – начале XX вв.
Пейзаж в ростовской финифти во второй половине XIX – начале XX вв.
Заголовок
Пейзаж в ростовской финифти во второй половине XIX – начале XX вв.
Аннотация
На выставке представлено более двадцати произведений из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», выполненных преимущественно во второй половине XIX века. Жанр пейзажа в ростовской финифти имеет свои истоки в гравюре и иконе. Со второй половины XVIII столетия на дробницах часто встречаются элементы пейзажа. Иногда они условны, иногда более конкретны, но, как правило, они не имеют самостоятельного значения, служат лишь фоном. На выставке представлено самое раннее датированное произведение нашего собрания - пластинка от наперсного креста ростовского финифтяника А.Г. Мощанского, с надписью на контрэмали: «п. А.М. 1777» (Ф-2304). За распятием, на заднем плане, видны зеленые и желтые холмы с архитектурными сооружениями. По иконописной традиции святых изображали на фоне тех мест, храмов, монастырей, где подвижники благочестия прославились. Многочисленный и разнообразный сонм представленных в ростовской финифти святых, почитаемых в разных уголках Российской империи, не только позволяет проследить географию распространения промысла, но и свидетельствует о зарождении нового для него пейзажного жанра. Примерами этого являются отдельные изображения супружеской пары православных тверских святых князей Анны Кашинской (Ф-685) и Михаила Тверского (Ф-836). Так, святая изображена у реки Кашинки, на противоположном берегу которой видны Воскресенский и Успенский соборы. На выставке демонстрируется также икона «Явление апостола Иоанна Богослова Преподобному Авраамию Ростовскому» (Ф-956). Святые изображены на фоне пейзажа и деревянной церкви села Богослов, что на реке Ишня, где, по преданию, и произошла эта встреча. В иконе середины XIX века «Илья Пророк в пустыне» (Ф-2536) значительное место отведено пейзажу. Пророк Илья представлен сидящим у ручья под деревом, чуть далее изображены и другие деревья. Возможно, в основе миниатюры лежала не икона, а живописное произведение. Ростовский кремль как самостоятельный художественный образ в миниатюре на эмали появился во второй половине XIX века, именно в это время архитектурный пейзаж выделился в самостоятельный жанр. На выставке представлены отдельные виды не только Ростовского кремля, но и ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, Троице-Сергиевой лавры. Представляет интерес миниатюра «Вид Ростовского кремля» (Ф-2374). В старой инвентарной книге музея указано, что работа была выполнена крестьянином Спасо-Песковской слободы Александром Алексеевичем Марининым. Есть основания предполагать, что именно эта работа участвовала в губернской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке «Северный край», проходившей в г. Ярославле в 1903 года. В нашу коллекцию она поступила из Ростовской земской управы в 1918 году. Миниатюра «Вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (Ф-2492), выполненная ведущим мастером конца XIX — первой половины XX веков Александром Алексеевичем Назаровым, поступила в собрание музея из коллекции А.А. Титова в 1921 году. Как известно, Андрей Александрович не был случайным человеком в промысле. Он не раз демонстрировал образцы ростовской финифти на всемирных выставках в 70-е годы XIX века за рубежом, с целью стимулирования поисков новых путей развития промысла, так как искренне считал, что современная ему финифть находится в кризисе. Миниатюра написана в технике гризайли. Из той же коллекции и в той же технике выполнено панно «Пейзаж» (Ф-1440). Зимний лес, развалины замка (?), одинокий волк. Неизвестного художника-миниатюриста вдохновила, возможно, видовая фотооткрытка с изображением европейского (горного) пейзажа. Нежную акварель с тончайшими лессировками напоминает «Пейзаж» А. Шонина начала ХХ века (Ф-1496). Сюжеты последних двух упомянутых «Пейзажей» не типичны для традиционной ростовской миниатюры на эмали второй половины XIX — начала XX веков. Тем интереснее их появление на этой выставке.
Авторы
Е.Г. Артемичева, старший научный сотрудник сектора финифти отдела декоративно-прикладного и народного искусства.
Дата публикации
Народные пояса конца XIX — начала XX вв.
Пейзаж в ростовской финифти ХХ - ХХI веков. Традиции и современность