Альбомы
Пейзаж в ростовской финифти ХХ - ХХI веков. Традиции и современность
Пейзаж в ростовской финифти ХХ - ХХI веков. Традиции и современность
Заголовок
Пейзаж в ростовской финифти ХХ - ХХI веков. Традиции и современность
Аннотация
Пейзаж составляет одну из значимых частей коллекции финифти Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», что отражается в составе данной выставки. Произведений начального периода существования жанра в финифти второй половины XIX века немного — 23 единицы хранения, основную же часть коллекции пейзажа — 237 экспонатов, составляют предметы ХХ — начала ХХI века. При подготовке выставок цикла «Пейзаж в ростовской финифти: традиции и современность» предметы были более тщательно изучены. В ряде случаев выяснилось, что некоторые из них датированы неточно, но эти уточнения пока не внесены в сведения о предметах: идет процесс сбора необходимых доказательств. В собрании музея имеется ряд редких памятников существования в финифти классического пейзажа. Большинство пластин с видовыми пейзажами являются копиями с гравюр или графических планов художников XIX столетия. Поэтому вопрос наличия самостоятельного пейзажного жанра в ростовской финифти с момента возникновения вплоть до первой четверти ХХ века остается открытым. С уверенностью лишь можно утверждать, что пейзажный жанр с наибольшей полнотой и последовательностью развивался в творчестве Михаила Михайловича Кулыбина, а также художников его круга и последователей. Хронологически это — уже середина ХХ века и позднее. В стилистическом отношении пейзаж в ростовской финифти находится в русле традиций русской школы живописи. Он имеет свою оригинальную историческую канву развития и является яркой эмоционально-художественной составляющей промысла. На выставке этот жанр представлен букетом ярких индивидуальностей. В составе коллекции музея можно увидеть не только основные разновидности и направления жанра, но и проследить их развитие в различные исторические периоды. Название изобразительного жанра пейзаж произошло от французского слова paysage, что в переводе означает «страна, местность». Художники изображают виды окружающей среды. Разновидности пейзажа — изображение природы, моря (марина). Пейзаж бывает сельский, городской, архитектурный, парковый, индустриальный; по эмоциональной окраске — лирический, героический. В финифти известны такие его разновидности, как архитектурный, городской, сельский, лесной, парковый. По эмоционально-тематической окраске — пейзаж лирический (передача настроения), пленэрный (творчество Александра Геннадьевича Алексеева, с1990-х годов по настоящее время). Не так широко распространен морской (изображения крымских видов в массовой продукции 1950–1970-х годов), интерьерный (отдельные работы Владимира Тимофеевича Кривоносова), исторический (отдельные работы Николая Александровича Куландина, например, панно «Князь Василько», 1975), индустриальный (как часть портрета, например Портрет М.И. Калинина Николая Ивановича Дубкова), космический (работа Ларисы Далгатовны Самоновой в собрании фабрики «Ростовская финифть). Примером изображения экстерьера с интерьером одновременно является панно А.Г. Алексеева «Дедушкин дом» (1983) Александр Геннадиевич — удивительный художник и изобретатель (не только технологических, но и художественных приемов). Так, на его небольшой броши «Вечер» (1985) изображен лирический пейзаж и несмотря на малый размер, в нем во всей полноте ощущается широта мироздания, проявляется монументальное мышление художника, воплощенное в формате миниатюры. Сказочный пейзаж как разновидность жанра присутствует в работах на тему сказки в творчестве многих художников Ростова, например, в творчестве Владимира Павловича Грудинина и Ларисы Владимировны Смирновой. Довольно часто встречаются примеры смешения жанров, чаще всего портрета на фоне пейзажа , пейзажа и натюрморта в творчестве Александра и Ирины Алексеевых. Пейзаж парковый мы наблюдаем в отдельных работах Василия Ивановича Рогозина; пейзаж стилизованный — в работах Валерия Васильевича Сухова. Изображение святых на фоне пейзажа — характерный композиционный прием для миниатюр второй половины XIX века, его иногда применяют и современные художники. Например, аналогичным путем разрабатывал иконографию Борис Михайлович Михайленко в иконе «Святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский». Традиции видового пейзажа середины XIX века с изображениями Ростовского кремля и Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря прослеживаются в советской и современной финифти. Виды святых мест Ростова составляют основу собрания архитектурного пейзажа, который, оставаясь памятным подарком о посещении города, стал неотъемлемой частью продукции фабрики «Ростовская финифть» и других мастерских. Пейзажи писали многие художники фабрики, но среди них были такие мастера, работы которых и сейчас воспринимаются как образцы. К таким мастерам по праву могут быть причислены Михаил Михайлович Кулыбин (1910–1986), Николай Александрович Куландин (1930–2003), Василий Иванович Рогозин (1930-2008), Александр Геннадиевич Алексеев (р. 1940), Борис Михайлович Михайленко (р. 1941), Александр Васильевич Тихов (р. 1948), Валерий Дмитриевич Кочкин (р. 1957) и некоторые другие. Мало кому известно, что эмальеры ХХ века до и после Великой Отечественной войны (1941–1945) не только копировали картины известных художников маслом на холст, но и сами выходили на пленэр с этюдником. В их среде это справедливо считается проявлением особого мастерства и свидетельством профессионализма. Такие этюды часто служили основой композиций на эмали. Характерным примером может быть роспись шкатулки Владимира Васильевича Дубова «Вид Спасо-Яковлевского монастыря» (1960-е). И все же большую часть основного раздела цикла выставок составляют изображения Ростовского кремля. На протяжении всех лет формирования коллекции финифти в ГМЗРК тема изображения архитектурных памятников города Ростова и его окрестностей имела приоритетное значение как в собирании музейных коллекций живописи и графики, так и финифти. Поэтому архитектурный пейзаж на выставке преобладает. Он представлен в творчестве как ведущих художников Ростова: Н.А. Куландина, А.А. Хаунова, А.Г. Алексеева, В.К. Золотайкина, В.Д. Коткова, Б.М. Михайленко, А.В. Тихова, В.Д. Кочкина, Л.Д. Самоновой, так и менее известных — В.И. Рогозина, Т.А. Курицыной и других. Коллекция пополнялась приобретениями как от авторов, так и от коллекционеров, дарами и покупками с различных выставок. Такая практика способствовала поступлению лучших произведений. Музей проводил достаточно регулярные закупки как высокохудожественных экспонатов, так и типичных образцов продукции фабрики «Ростовская финифть» в 1960–1980-е годы, что позволяло расширить представление о финифти и ее бытовании во второй половине ХХ века. В музей поступали также лучшие творческие работы современных художников. Так в 1970–1980-е годы — годы расцвета промысла — начали складываться авторские комплексы произведений заслуженных художников России Н.А. Куландина, А.Г. Алексеева и Б.М. Михайленко; известных мастеров М.М. Кулыбина, А.А. Хаунова, А.В. Тихова, В.Д. Кочкина и других, чьи имена вошли в историю ростовской финифти ХХ века. Среди перечисленных художников жанр пейзажа был главным в творчестве трех мастеров — М.М. Кулыбина, А.В. Тихова и В.Д. Кочкина. Каждый из них отличается своей манерой письма, излюбленными мотивами, колоритом, что в целом обогащает ростовскую финифть яркими индивидуальными страницами творчества художников ХХ века и современности. Неординарным направлением жанра можно назвать примеры декора пейзажами ювелирных украшений. Чаще всего это броши. Уникальными можно назвать гарнитур «Ростов Великий» (зеркальце, брошь, серьги, кольцо) В.Д. Коткова (1960-е); кольцо «Воспоминание» Б.М. Михайленко (1981). К числу редких памятников в собрании музея можно отнести несколько пейзажных браслетов: «Ростов» 1980-х годов. В.Д. Кочкина; «Времена года» Л.Д. Самоновой (1991), пластинки к браслету «Ростовский кремль» В.И. Полякова (1997). Выставка свидетельствует: пейзаж в ростовской финифти, развиваясь в нескольких направлениях и разновидностях жанра, расширял систему декора разнообразных форм предметов, их утилитарного назначения на всем протяжении истории своего существования.
Авторы
Пак В.Ф., кандидат искусствоведения, заведующая сектором финифти отдела декоративно-прикладного и народного искусства.
Дата публикации