Вернуться
14 из 22
Просмотрено 14 из 22
Русский пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. в собрании Ростовского музея
Русский пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. в собрании Ростовского музея
Заголовок
Русский пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. в собрании Ростовского музея
Аннотация
Замечательная коллекция русской живописи второй половины XIX – начала XX века была сформирована в Ростовском музее в 1920-е годы благодаря энергичным усилиям сотрудников музея, работавших под руководством Дмитрия Алексеевича Ушакова (1894–1942). Это было время, когда интенсивно пополнялись и изучались фонды музея, разрабатывалась концепция его дальнейшего развития. Неслучайно именно в 1920-е годы воплотилась лелеемая еще с 1890-х годов идея создания в музее Картинной галереи, которая по замыслу устроителей должна была представлять историю русского искусства. С этой целью сотрудники музея стремились получить новые экспонаты из различных организаций Москвы или Петрограда, что было непростой задачей. Сохранились сведения о «ежедневном бесцельном хождении» ростовских музейщиков к «заправилам музейного фонда», которые оговаривали передачу произведений множеством не всегда выполнимых условий. Однако уже в 1925 году сотрудники музея отмечали, что «в галерее нашли отражения все более или менее крупные течения русской живописи в образцах видных их представителей». Именно в 1920-е годы в Ростовский музей поступили представленные пейзажи выдающихся художников второй половины XIХ века – И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, А. М. Корина, а также работавших уже в ХХ веке В. В. Переплетчикова, К. Ф. Юона. В пейзажной живописи второй половины XIX века, с одной стороны, продолжала развиваться романтическая традиция и одновременно громко заявила о себе национальная школа реалистического пейзажа. Первое направление представлено полотном И. К. Айвазовского «Прибой». Художник воссоздает в картине все богатство оттенков моря и неба, потрясающую грандиозность морского пейзажа. Водная стихия словно бы угрожает поглотить одинокий корабль, изображенный на дальнем плане этой эффектной и выразительной марины. Второе направление представлено пейзажем А. К. Саврасова «Осенний лес. Кунцево», где крупным планом изображен крутой берег оврага или глубокой промоины, засохшие стволы могучих деревьев с причудливо переплетающимися оголенными ветвями на фоне желтеющего леса. Поэтический уголок Подмосковья в пору осеннего увядания написан годом позже прославленной картины художника «Грачи прилетели». Недавно поступивший в музей этюд «Берег Волги» – работа молодого и рано умершего талантливого пейзажиста Ф. А. Васильева. Она была создана в 1870 году во время четырехмесячного путешествия по Волге вместе с И. Е. Репиным, который собирал тогда материалы для своих «Бурлаков». В рисунках, этюдах, картинах Васильева верность натуре сочетается с поэтически-обобщенным изображением русской природы. И. И. Шишкину, по словам критиков, «в блестящей плеяде русских художников-пейзажистов принадлежит одно из самых важных и почетных мест». Создатель «Утра в сосновом лесу» по сей день остается одним из любимых в народе русских художников. В собрании музея – два его произведения. Картина «Лес» – один из типичных и многочисленных его пейзажей, в которых с виртуозным мастерством воплощены любимые живописцем мотивы: жаркое лето, пронизанные солнечным светом сосновые боры на песчаных угорах. Пейзаж «Туманное утро», – написанный в 1897 году, незадолго до смерти, в окрестностях дачи, которую он снимал на станции Преображенская под Петербургом, с ее тонущими в туманной дымке деревьями, ощущением утренней тишины и прохлады, – свидетельствует о поисках художником новых мотивов и выразительных средств. Пейзажная живопись начала ХХ века, представленная в коллекции музея, отражает разные направления русского искусства. Особенно представителен раздел музейной коллекции, посвященный «Союзу русских художников» (1903–1923): произведения В. В. Переплетчикова, К. Ф. Юона, П. И. Петровичева. Природа средней полосы России, деревенская жизнь в будничных ее проявлениях, древние монастыри и церкви – вот темы, которые они воплощали в своем творчестве. В «Союз» входили преимущественно московские художники. В работах многих из них традиции русского пейзажа XIX столетия сливались с поиском новых выразительных средств. Это можно, в частности, отнести и к картинам «Весна» В. В. Переплетчикова. Здесь широкая, свободная манера письма, композиция, построенная по принципу случайного кадра, тонко нюансированные цветовые отношения повышают достоверность изображения. Неслучайно современная критика характеризовала искусство художников этого объединения как «передвижничество, освещенное светом французского импрессионизма». Сегодня живописное собрание Ростовского музея, насчитывающее более 800 картин, продолжает пополняться. В 2012 году музей приобрел картину П. И. Петровичева «Ростов Великий осенью» (ранее – в собрании семьи художника). П. И. Петровичев (1874–1947) – один из зачинателей особой линии архитектурного пейзажа, уроженец Ростовской земли, чья творческая жизнь началась в Ростовском музее церковных древностей. Неслучайно значительную часть его художественного наследия составляют изображения Ростова. Пейзаж «Ростов Великий осенью» – одно из лучших произведений художника.
Авторы
Т. В. Колбасова — зав. картинной галереей ГМЗ «Ростовский кремль»
Дата публикации
Произведения учеников финифтяных школ в Ростове. 1910-1930-е гг.
Русский пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. в собрании Ростовского музея