Вернуться
Рисунок, акварель, пастель XVIII - начала XX вв. в собрании музея
Рисунок, акварель, пастель XVIII - начала XX вв. в собрании музея
Заголовок
Рисунок, акварель, пастель XVIII - начала XX вв. в собрании музея
Аннотация
В альбоме представлены лучшие образцы из небольшого, но представительного собрания русской оригинальной графики – более 40 уникальных произведений 19 авторов, позволяющих судить о богатстве и разнообразии коллекции Ростовского музея. Самая ранняя работа – портрет И. М. Ушакова работы неизвестного художника конца XVIII века, исполненного в технике пастели. Пастель – живопись мягкими цветными карандашами – широко бытовала в России в XVIII веке. Портрет привлекает внимание тонкостью колорита, бархатистостью и нежностью тона. Произведения К. К. Гампельна (1794 – не ранее 1880), И.-Е. Вивьена (1793–1852), К. И. Барду (1750 – после 1842), Е. Ф. Крендовского (1810 – не ранее 1854) характеризуют такое явление в русском искусстве первой половины XIX века как «маленький» портрет – рисованный, исполненный акварельными красками, способный передавать живое непосредственное впечатление от натуры. Этот тип портрета имел широкое распространение и составлял неотъемлемую часть дворянского обихода. Эти произведения поступили из усадьбы Леонтьевых в селе Воронине Ростовского уезда, где сохранялись более ста лет. Работа академика П. Ф. Плешанова (1829–1882), вероятно, является эскизом к неосуществленному или утраченному ныне парадному портрету известного купца благотворителя Д. М. Плешанова, дяди художника. Произведение поступило в музей из Плешановской богадельни, после ее закрытия. Интерес к родной старине и страсть к путешествиям обусловили широкое распространение в России в первой половине и середине XIX века видового, или топографического пейзажа. Подобные работы оценивались по степени интересности мотива, а уже затем по степени его живописных достоинств. В полном согласии с приемами художников-топографистов, стремящихся дать наиболее удачную точку зрения, построена композиция видов сел Поречья и Угодич ростовского художника акварелиста и рисовальщика В. Г. Башкова (1815–1860). В. Г. Башкову принадлежит особое место в художественной жизни Ростова первой половины и середины XIX века. В то время как работа большинства ростовских художников (эмальеров или живописцев-монументалистов) была связана с церковными заказами, он писал видовые пейзажи, делал зарисовки этнографического характера. По свидетельству А. Я. Артынова, одного из первых биографов художника, «Василий Григорьев имел способность писать чисто и четко. Самостоятельно учится рисованию. Рисовал сухими красками с натуры пейзажи и виды селений в селе и городе, и сельских костюмов, и все это самоучкой – снято им много видов разных селений, лежащих вокруг ростовского озера». «Вид сел Угодич» (1856) и «Вид села Поречья» (1857) принадлежат к последним годам жизни художника. В этих листах удивительным образом сочетается обобщенность, даже эпичность с большим количеством конкретных наблюдений, каких-то мелких этнографических деталей. Работы привлекают своей искренностью, эмоционально-поэтической окраской изображенного. В XIX веке посещение Ростова и изучение его памятников стало необходимым для любителей старины. Новый взгляд на церковные древности, взгляд исследователя, историка искусства характерен для акварели «Кремль или бывший архиерейский дом» (1844) кисти знаменитого романовского рисовальщика И. М. Белоногова (1800–1871), выполненной по заказу ростовского купца, мецената и коллекционера П. В. Хлебникова (1799–1865), о чем свидетельствует надпись на листе: «Ростовскому купцу и Почетному гражданину Петру Васильевичу Хлебникову». Потомок древнего купеческого рода и обладатель значительного состояния, член-сотрудник Императорского Русского археологического общества (с 1854 г.) П. В. Хлебников посвятил жизнь изучению ростовской старины и собиранию древних памятников. Он один из первых выступил в защиту разрушавшегося Ростовского архиерейского дома, опустевшего в конце XVIII века после перевода архиерейской кафедры в Ярославль, и был одним из инициаторов его реставрации в середине XIX века. «Обыкновенным местопребыванием Петра Васильевича служит его археологический кабинет, уставленный и увешанный со всех сторон, сверху до низу, старинными вещами, – писал посетивший Ростов в 1863 г. известный ученый М. И. Сухомлинов. – Он покидает кабинет только для того, чтобы посмотреть на озеро Неро и полюбоваться его историческими окрестностями. Он все глядит и не наглядится на заозерную даль, но с сокрушенным сердцем отводит взор от ближайших предметов и не хочет срубить деревьев перед домом своим, скрывающих от глаз его кремль – лучшее и древнейшее украшение Ростова. Искренняя, доходящая до благочестия, любовь к старине не позволяет Хлебникову равнодушно смотреть на маститую древность, гниющую в развалинах и поруганную – отданную откупщикам для винных складов». Вероятно, именно стремление сохранить память о древних разрушающихся памятниках архитектуры заставило Хлебникова заказать И. М. Белоногову вид «Кремля или бывшего архиерейского дома». Здесь с большой долей документальности воспроизведен главный архитектурный ансамбль города еще до первой реставрации, проведенной в 1860-е годы под руководством И. И. Хранилова. Художник изобразил парадную его часть, открывающуюся с запада, со стороны Московской дороги. Любопытно, что художник не изобразил здание Конюшенного двора, закрывающего южную часть ансамбля. Справа мы видим озеро Неро со скользящими по водной глади лодками. Рядом со старыми стенами величественного кремля художник изобразил крохотные фигурки спешащих прохожих, разносчиков, повозки. Они играют роль стаффажа и, в то же время, подчеркивают грандиозность архитектурного ансамбля. Виртуозность и тонкость исполнения, мягкий колорит, легкость и прозрачность акварелей выдают руку подлинного, незаурядного художника. Творчество академика исторической и портретной живописи, археолога, реставратора и иконописца Ф. Г. Солнцева (1801–1892) оказало «сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждая русский стиль» (И. Богатская). Ростовский музей обладает 30 работами художника. Это картоны икон, исполненные Ф. Г. Солнцевым в 1884–1889 годах для Успенской и Александро-Свирской церквей в селе Ваулове Романов-Борисоглебского уезда Ярославской губернии по заказу владельца имения сенатора В. П. Мордвинова. На его средства в конце XIX века в Вауловских церквях велись большие восстановительные работы. К началу 1903 года В. П. Мордвинов принял решение подарить Ваулово С.-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами св. праведного Иоанна Кронштадского. 19 августа 1903 года Вауловское имение было переименовано в Вауловский Успенский женский скит С.-Петербургского Иоанновского женского монастыря. В 1906 году В. П. Мордвинов передает в Ростовский музей церковных древностей реликвии древнего дворянского рода, грандиозный семейный архив, библиотеку, портреты, в том числе и произведения Ф. Г. Солнцева. Представленные на выставке произведения выдающихся русских художников С. И. Васильковского (1854–1917), К. А. Коровина (1861–1939) и Н. Е. Сверчкова (1817–1898) поступили в музей в 1920-е годы из Государственного музейного фонда и были включены в первую экспозицию Картинной галереи музея, открытой 4 сентября 1921 г. Здесь же экспонировалась и акварель «В Ростовском Борисоглебском монастыре» (1909) кисти П. И. Петровичева (1874–1947), художника, чья личная и творческая судьба была тесно связана с Ростовом и Ростовским музеем. Эта работа, запечатлевшая великолепный архитектурный ансамбль XVI–XVII веков древней обители в 18 верстах от города, принадлежит к одним из первых поступлений в открывшуюся Картинную галерею и является даром Ростовских педагогических курсов. Вторая экспонируемая акварель П. И. Петровичева «Зимний мотив» (1910-е) подарена в музей дочерью художника Н. И. Петровичевой в 1998 году. Оба произведения относятся к периоду расцвета творчества П. И. Петровичева и представляют собой архитектурные пейзажи – излюбленный жанр художника. Н. Н. Сапунов (1880–1912), автор композиции «Шиповник», как и многие соученики П. И. Петровичева по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, не раз бывал в Ростове. «Из ростовских церквей, – вспоминает участник этих поездок Б. Липкин, – Сапунов увез свою голубо-желтую излюбленную гамму». Мемуарист имеет в виду основные колористические созвучия церковных стенописей, использованные здесь в полудекоративной цветочной композиции. Ростовский музей обладает значительной коллекцией произведений талантливого, рано умершего московского художника 1910-х годов А. И. Дмитриева (1893–1921). За 28 лет своей жизни он успел окончить художественную школу Ф. Рерберга, поучаствовать в оформлении драматических спектаклей в Малом театре, опер и балетов – в Большом, оформить постановки пьес К. Гольдони и М. Горького в Первом передвижном театре Рогожского-Симоновского района Москвы. Принимал участие в выставках, чаще всего, пейзажами. С 1913 года нередко гостил в Ростове у своей старшей сестры К. И. Шухвостовой, работавшей врачом в земской больнице. Им было создано множество этюдов и картин с видами Ростова. В работах, представленных в альбоме, Дмитриев запечатлел сцены из провинциального городского быта. Широта красочного мазка, обобщенность и свобода расположения цветовых пятен сближают эти работы с театральными декорациями тех лет. Произведения оригинальной графики в силу специфики материала редко покидают запасники музея. Альбом позволяет знатокам и ценителям искусства познакомиться с редко экспонируемыми произведениями из собрания Ростовского музея.
Авторы
Т. В. Колбасова — зав. картинной галереей ГМЗ «Ростовский кремль»
Дата публикации