Вернуться
Коллекция бисера в собрании музея. Бисер и стеклярус в культовых памятниках XVIII—XIX вв.
Коллекция бисера в собрании музея. Бисер и стеклярус в культовых памятниках XVIII—XIX вв.
Заголовок
Коллекция бисера в собрании музея. Бисер и стеклярус в культовых памятниках XVIII—XIX вв.
Аннотация
Коллекция бисера и стекляруса начала формироваться с начала основания музея с октября 1883 года и насчитывает более 200 произведений XVIII-XX веков. В её основу легли вещи, подаренные ещё в конце XIX века «Музею церковных древностей» ростовским краеведом А. А. Титовым и ростовским купцом меценатом А.Л. Кекиным. Значительное количество бисерного шитья поступило от других дарителей, а также после ликвидации церквей и монастырей Ростова. Большое количество работ из бисера и стекляруса было закуплено музеем у торговцев антикварными вещами А. А. Молодцыгина, Е. П. Масленниковой, Н. Ф. Дубровина, М. Г. Снегирёва, П. М. Парфенова и др. История появления бисера уходит вглубь веков: к началу возникновения стеклоделия. Слово «бисер» в русском языке исстари обозначало жемчуг, а позднее это же название перешло на собственно «бисер» - мелкое стеклянное изделие различной формы с отверстием для нитки. И  то, и другое с давних пор использовалось как украшение в декоративных целях. Известно, что производство стеклянного бисера существовало в Древнем Египте  и Сирии, затем  распространилось и на  Римскую империю. В I в. до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов из стекла с помощью тростниковой или металлической трубки. После падения Рима производство бисера развивается в Византии, затем с XII века эта отрасль получила распространение и в Венеции. Для крепления бисера и стекляруса в России задействовали способы «саженье», шитье «в прикреп» и низание, которые использовались ещё в древности при работе с жемчугом. В коллекции вещей с бисером и стеклярусом ГМЗРК можно выделить несколько групп. Первую образуют предметы культа. Это иконы и образки, оклады икон, чехлы и ленты, на которых подвешивались лампады, бисерные четки и старообрядческие лестовки, детали священнических облачений (митры, пояса, поручи), а также атрибуты церковных служб - пелены, покровцы, сулки. Большой интерес представляют собой шитые оклады (ризы) икон, где драгоценный убор должен отражать величие, славу и могущество Бога и его святых. Здесь бисер обычно смешивается с жемчугом, стеклярусом, бусами и камешками для выполнения узора на ризе, а фон подкладывается цветной фольгой или материей. К нижнему краю очелья крепилась «поднизь» - жемчужная плетёная сетчатая бахрома, свисающая на лоб Богородицы. Как приемы исполнения, так и орнаментика произведений в значительной мере подчинялась традиционным, веками складывавшимся правилам. Новое в области технологии и узорочья проникало в них с опозданием и в значительно переработанном виде. Большинство работ на религиозные темы, очевидно, исполнены по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений, и вряд ли играли роль икон, к которым обращались в молитве. Скорее они служили для украшения стен или служили предметами подарка духовным особам. Основная часть изделий выходила из монастырских мастерских, которые славились своими рукоделиями. Известно, что в некоторых монастырях выполняли бисерные работы не только для своих потребностей, но и трудились над чисто светскими вещами для продажи. Часть предметов культового назначения создавало гражданское население и преподносило их монастырям, дарило в соборы и церкви; некоторые использовались в семейном обиходе в качестве икон и образков.
Авторы
Ходосова М.Н., ст.н.с. отдела декоративно-прикладного и народного искусства Брюханова Е.В., зав. отделом декоративно-прикладного и народного искусства Безрукова Л.Г., фотограф
Экспонаты альбома Отобрано: 1