Вернуться
9 из 22
Просмотрено 9 из 22
Священнические пояса с цветочно-растительным орнаментом XVII-ХIX веков.
Священнические пояса с цветочно-растительным орнаментом XVII-ХIX веков.
Заголовок
Священнические пояса с цветочно-растительным орнаментом XVII-ХIX веков.
Аннотация
В разнообразном собрании тканей Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» особое место занимает коллекция священнических поясов XVIII—XIX веков, которая насчитывает 85 предметов. Из них по красочности и мастерству исполнения выделяются пояса с цветочно-растительным орнаментом. Священнический пояс — неотъемлемая часть священнического облачения. Представляет собой широкую ленту с крестом с орнаментом или без него, к краям которой пришиты завязки, и одевается поверх подризника и епитрахили. Священнический пояс знаменует духовную бодрость и силу. Пояса из коллекции ГМЗ «Ростовский кремль» разнообразны по материалам (бархат, шёлк, атлас, хлопок) и техникам вышивания: «крестом», «в прикреп», «шитье по карте». При их изготовлении использовались шелковые нити, шерстяные нити, синелью, бисер и стеклярус. В собрание музея предметы поступили из церквей города Ростова и Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Некоторая часть из них имеет сведения о времени, месте изготовления, мастерицах. В культовых предметах цветочная и растительная тематика имела значение: все полезные и целебные травы считали божьей помощью человеку. Не случайно они были широко распространены в монастырях. Да и первым садовником был сам Господь. Ещё в глубокой древности с образами Рая вообще, а также Христа и Богоматери связывали символику различных цветов и растений в Западной Европе. В русской действительности эти значения стали распространяться с XVII века. Если в целом цветы обозначали Рай, то душистые из них считали богородичными. Напрямую Богоматерь символизировали белые розы, лилии, цветы ириса, бархатцы и маргаритки. А венок из белых роз — небесную радость. Лаванда обозначала добродетель и смирение Марии. Мученичество Христа знаменовала красная роза и, его же символом был виноград. Хлебный колос так же означал Христа, а мирт — обращенных к Христу. Мак символизировал сон или безразличие, часто использовался в изображениях Страстей Христовых, так же, как и одуванчик. Плющ означал жизнь во Христе, а ландыш служил атрибутом спасения через праведную жизнь. Гвоздика (от гвозди) — была символом распятия, а камнеломка — символом воскресения. Гиацинт — символизировал благоразумие и спокойствие, а фиолетовые цветы — символ смирения. Из-за тройного листа клубника и клевер означали Святую Троицу. Редко встречающийся четырёхлистник являлся символом удачи; существует поверье, что Ева взяла один четырёхлистник, как память о потерянном рае. Широта тематики, многообразие приемов, богатство орнаментальных мотивов показывают высокий художественный вкус мастериц и удивляют совершенством исполнения, раскрывающим декоративные возможности вышивки, передающиеся из поколения в поколение.
Авторы
М. Н. Ходосова — старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного и народного искусства ГМЗ «Ростовский кремль». Е. В. Брюханова — зав. отделом декоративно-прикладного и народного искусства ГМЗ «Ростовский кремль. Фотограф — Людмила Безрукова.
Дата публикации
Пейзаж в ростовской финифти во второй половине XIX – начале XX вв.
Платки