Вернуться
Народные пояса конца XIX — начала XX вв.
Народные пояса конца XIX — начала XX вв.
Заголовок
Народные пояса конца XIX — начала XX вв.
Аннотация
Пояс, как неотъемлемая часть народного костюма бытует с древних времен и имеет, в том числе, сакрально-обережное назначение. Издревле он был частью одежды и повседневной, и праздничной всех возрастов: с детства до глубокой старости. В старину ткать или плести пояса было обязанностью девочек. Их учили этому с 5-6 летнего возраста, наказывая за ошибки и невнимательность. Дело это было весьма непростое, требовало сосредоточенности, внимания, тщательности и аккуратности. В умении освоить технику и сложность узора, в творческом подходе к воспроизведению орнамента и колорита проявлялось их мастерство. За время обучения девочки заодно проходили школу арифметики (счет нитей) и геометрии, выстраивая симметричный орнамент, а в именных поясах и грамоту. Здесь требовалась особая острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки — «погибелки» не допускались. Являясь дорогим подарком, пояса были объектом особо оживленных и придирчивых толков, по качественному уровню их исполнения в будущем воздавалась хвала невесте, которая, в свою очередь, старалась произвести впечатление о себе своей работой. Бесконечное разнообразие узоров, исключительное красочное богатство, секреты мастерства, передаваемые из поколения в поколение, донесли до наших дней богатые художественные традиции этого древнего самобытного вида искусства. Такие вещи, сделанные своими руками, особенно ценились, бережно сохранялись и переходили по наследству. В богатом собрании тканей ГМЗРК коллекция народных поясов небольшая и насчитывает всего 15 предметов. Все они датируются концом XIX — нач. XX века. Пояса разнообразны по материалам (хлопок, шерстяная, металлическая или шёлковая нить) и техникам изготовления: плетеные и тканые на различных приспособлениях (вилочке, дощечках, берде). В собрание предметы поступили из разных источников, и лишь некоторая часть из них имеет сведения о времени, месте изготовления, о мастерице или бывшем владельце. Тем не менее, исходя из библиографических сведений, понятно, что большинство поясов, происходит из северных Вологодской (Тарногского район) и Архангельской губерний. Лишь малая часть из Ярославской области. Наиболее древняя техника — плетение. Первоначально пояса делались на пальцах и не требовали дополнительных приспособлений. Узор их состоял из переплетения разноцветных нитей, а художественный эффект достигался благодаря избранным цветовым сочетаниям. Таковы пояса из Вологодской губернии. Существовало два распространенных способа плетения: полотняное и саржевое. При полотняном переплетении берут четное количество нитей для лучшей обработки края изделия. Разделив пучки нитей на две равные пряди, начинают прокладывать крайний пучок с левой стороны к середине, выполняя полотняное переплетение до присоединения его к правой пряди. Затем эти действия повторяются с другой стороны. Техника саржевого плетения несколько сложнее. Порядок переплетения нитей происходит не через одну прядь, как в первом случае, а через две каждый раз со сдвигом на одну нить. В результате получается эффект, напоминающий продольные косички. В этом случае для лучшей обработки края берется нечетное количество нитей. Орнамент представляет собой цепочку, состоящую из пересекающихся линейных ромбов разных цветов. Ярославский пояс в этой технике сплетен из синих и красных нитей с кистями из дополнительных нитей на концах. Этот экспонат интересен тем, что в его рисунке видны вытянутые нити, вероятно этот эффект достигается с помощью дополнительных приспособлений и, в отличие от остальных, пояс становится менее плотным. Из всех видов поясов наибольшей ценностью и сложностью выделяются пояса тканые на приспособлениях: дощечках, бердышке. Узкое, ручное бердо для ткачества поясов использовали многие народы мира. Простота технологии ткачества на нем дает бесчисленные возможности моделирования фактур и рисунков как в рамках традиции, так и в русле современного дизайна. Бердо представляет собой цельную или сборную дощечку с прорезями и дырочками, в которые заправляются нити основы. При движении берда вверх — вниз образуется зев, в него прокладывается и замыкается уток. Соотнося толщину нитей основы и утка, прибивая зев бердом или специальным деревянным ножичком — «косариком», «челноком», «кордиком», мастер регулирует плотность, структуру и фактуру полотна. Простейшие узоры закладываются на этапе выбора цвета основы. Изготовление таких поясов требовало особой тщательности и внимания, поскольку сначала необходимо было придумать или снять готовый орнамент и высчитать его математически. Пояса украшались очень сложными узорами с определенным смысловым значением. Существовал обычай чтения узоров, где знающая пожилая женщина объясняла молодым девушкам их значение. У мастериц был свой индивидуальный почерк, свое понятие о красоте, они перерабатывали народные мотивы, сохраняя характерное, наиболее близкое, национальное и поэтому каждое изделие народного искусства остается неповторимым. Для орнамента важен ритм повторяющихся элементов, располагающихся в определенной последовательности, который называется раппортом. Великолепная сохранность предметов говорит о том, как бережно и трепетно относились к поясу.
Авторы
М. Н. Ходосова — ст.н.с. отдела декоративно-прикладного и народного искусства ГМЗ «Ростовский кремль». Е. В. Брюханова — зав.отделом декоративно-прикладного и народного искусства ГМЗ «Ростовский кремль».
Дата публикации